• Вход Господень в Иерусалим
  • Из года в год мы отмечаем этот праздник - Вход Господень в Иерусалим. В чем суть этого события, почему за столько лет этот весенний день не затерялся в веках, не забылся, а предстает перед нами во всей очевидности и зримости?
Публикация:08 Апреля 2012

Казалось бы, что здесь необычного: Иисус входит в ворота города, в котором Он и до этого бывал много раз. Но жители Иерусалима  встречают  Его так, как никогда и никого не встречали: ликуя, они бросают  Ему под ноги пальмовые ветви и восклицают: «Осанна!», что значит: «Спаси!».
   
Почему жители Иерусалима так восторженно встречали Иисуса? Они были уверены, что пришел освободитель. В то время Иудея находилась в составе Римской империи, и евреи ожидали, что придет кто-то, кто выгонит римлян из их страны и станет царем независимого Израиля. То есть, грубо говоря, евреи просто ошиблись, они приняли Иисуса за другого.  Они не знали, что Царство Его – «не от мира сего». 
 
Многие из тех людей, которые встречали Христа у ворот Иерусалима, через несколько дней будут кричать римскому прокуратору Понтию Пилату: «Распни Его!» – настаивая на том, чтобы Иисус был казнен. 

Накануне   Иисус совершил одно из самых известных чудес – воскресил Своего друга Лазаря на четвертый день после его смерти. Это произошло в селении Вифания, километрах в трех от Иерусалима, на одном из склонов Елеонской горы. Вот  почему, услышав об этом чуде и убедившись в его реальности, многие последовали за Христом. К тому же иудеи ожидали, что,  согласно пророчествам, Мессия и Спаситель  должен явиться именно на Пасху.

В Вифании Иисус попросил учеников привести Ему ослика и на нем поехал в Иерусалим. Почему именно на ослике? Этому было несколько причин. Во-первых, таким образом исполнилось пророчество пророка Захарии: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах.9,9). На это указывает и евангелист Матфей (Мф. 21,4-5). Кроме того, так Иисус показал Свое смирение, и, наконец, на Востоке въехать в город на осле, а не на коне, означало, что человек пришел с миром. Радость, ликование, но совсем скоро наступят скорбные дни… Дни Страстной седмицы. И будет вновь путь. Так всегда в жизни: за радостью - горе,  за горем – радость. С этого  дня  пошел отсчет Его последних дней на земле...

В России праздник Входа Господня в Иерусалим называют еще Вербным воскресеньем. Так как пальмы в наших краях не растут, вместо  них в России  приносят в храм и освящают веточки  вербы..  И вот, когда,  как по волшебству,  поднимаются сразу вверх все принесенные в храм вербы, в душе бывает такое невероятное ликование, такая радость… Эта та радость, то ликование, которые были  у тех, встречавших Его? Донеслось до нас?  И наша радость.  Радость встречи. Когда ждешь.  Долго-долго.  И вот – встреча! А потом окунуться не в суету этих дней, не в беготню по магазинам, как это часто с нами бывает, в поисках пасхальных подарков, а вновь пуститься в путь в этом священном городе, который помнит и знает Его шаги…

В допетровское время в праздник Входа Господня в Иерусалим существовал такой обряд: после праздничной службы в Покровском соборе (его еще называют храмом Василия Блаженного) Патриарх верхом на лошади, наряженной осликом (потому что ослы у нас тоже не водятся), следовал во главе процессии с Красной площади до Соборной площади Московского Кремля. Лошадь вел под уздцы идущий пешком царь.