• Значение православной культуры, патриотизма и патриотического воспитан
  • Алексий, архиепископ Костромской и Галичский
  • Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский. «Значение православной культуры, патриотизма и патриотического воспитания в подготовке специалистов в сфере транспорта» доклад на конференции 22.06.2006 г.
Публикация:22 Июня 2006

Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский

«Значение православной культуры, патриотизма и патриотического воспитания в подготовке специалистов в сфере транспорта»

доклад на конференции 22.06.2006 г.


Уважаемые коллеги, дорогие братья и сестры!

В своем выступлении я постараюсь коснуться отдельных аспектов глубокой и весьма актуальной темы о патриотическом воспитании, о значении Православия и православной культуры в нравственном и духовном формировании молодых людей, будущих специалистов в сфере транспорта, о том, как связаны подготовка и труд специалистов российского транспорта с патриотическим воспитанием.

Что такое патриотизм? Это любовь к Родине. Происходит это слово от греческого πατρ?ς (патрис) – родина, отечество.

Отечество – понятие священное. Отечество даровано Богом каждому народу. Как говорит апостол Павел, от Бога «именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Еф. 3, 15), и наша обязанность – хранить и умножать Божие достояние. Когда Отечество крепнет – это сила и доблесть народа, когда поругано – горечь и слезы народа. Но и сильное, и страдающее, – Отечество всегда остается единственным, которому каждый призван служить верой, правдой, всеми силами своей души, всей полнотой своих дарований и способностей.

В любви к Отечеству сокрыта великая тайна. Многотрудный путь служения своему Отечеству предваряет наследие вечного Царства. Один из наиболее почитаемых русских святых праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить, чтобы наследовать жизнь вечную». Этой любовью восходили к Горнему Отечеству многие сыны и дочери нашей России, чьими молитвами, подвигом и трудами созидалось соборное единство Российской державы. Именно единство, это бесценное качество, воспитанное в русском человеке Православием, Русской Церковью, православной культурой, обуславливало державную мощь, крепость и величие России.

Поэтому не будет ошибочным сказать, что патриотизм есть понятие религиозное. Тот человек патриот, который каждодневно совершает подвиг своего служения Родине, подвиг верности, готовности к самопожертвованию ради ее интересов и ее будущего. Любовь к Отечеству вполне естественна для нравственно здоровых людей, в то время как отрицание патриотизма есть свидетельство искалеченности души, ущербности и опасности внутреннего состояния человека.

Само понятие патриотизма еще совсем недавно считалось чем-то устаревшим, неудобным, чуть ли не отсталым и постыдным. Вспомним, это было особенно заметно в 1990-е годы. Духовно опустошенные люди пытались наполнить его иным, отличным от истинного, смыслом. Но насколько любовь несовместима с принуждением, настолько и патриотизм чужд ненависти и вражды. Ненависть, прежде всего, поражает окаменевшее сердце самого ненавидящего, умножает зло в нем и в мире.

Нравственный христианский закон отвергает не борьбу со злом, не применение силы, но осуждает злобу сердца человеческого, желание кому бы то ни было зла, и потому патриотизм чужд мстительности и злонамеренности. «Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими», – говорит святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. В этих простых, исполненных глубокой мудрости словах – наше жизненное руководство, в них заключено православное видение патриотизма как нравственного долга каждого соотечественника-христианина.

Любовь к Отечеству непременно должна основываться на прочном духовном фундаменте, на многовековых духовных традициях народа, его святынях и религиозном национальном самосознании. Таким и был подлинный патриотизм, в могуществе своем не раз противостоявший силам зла и спасавший Россию в самых, казалось бы, тяжелых и безнадежных обстоятельствах. И разве была бы возможна победа в том страшном, катастрофическом, жестоком испытании, которое началось для нашей страны и народа 22 июня 1941 года? Великая Отечественная война явила яркий пример народного единства, глубокого патриотизма, настоящей жертвенной любви к Отечеству, ради спасения которого десятки миллионов наших соотечественников отдали жизни.

Наша страна огромна и многонациональна. Еще не так давно она была еще больше. Что же такое наша Родина? Это ее просторы – горы и степи, реки и озера; люди, ее населяющие, их любовь и вера. Это ее трудная и славная история со всеми взлетами и падениями, ее язык, песни, сказки, литература, живопись, архитектура, кино, вся богатейшая многовековая культура. Это единство власти, единство транспортной системы, вооруженных сил и многое, многое другое, что объединяет нас. Именно объединяет, так как Родина воспринимается как нечто целое, как мозаичная икона, в которой отсутствие какой-либо даже самой малой части становится утратой.

Любовь к Родине – это не готовность испытывать удовольствие от благ, которые она предлагает. «Бери от жизни все» – рекламный лозунг, усиленно навязываемый нашей молодежи, способен разрушить и растлить молодое, неокрепшее сознание. Такая доктрина, предлагаемая средствами массовой информации, современной кино- и видеопродукцией, которая часто не имеет никакого отношения к искусству, так называемым «виртуальным миром», может воспитать только эгоизм и разделение. На такой основе нельзя сформировать не только высокие идеалы служения, верности, преданности, чести, но даже элементарные навыки терпения и доброжелательности. Мы, к сожалению, запоздали с осознанием актуальности патриотического воспитания. Общеобразовательная школа, традиции отечественной педагогики упорно разрушались в прошедшие 90-е годы. Сейчас мы уже имеем плоды недостатков детского воспитания у молодых людей, родившихся в постперестроечное время. Для многих ребят, приходящих на первые курсы вузов, понятие нравственности и нравственного в жизни – весьма размыто, неконкретно и даже звучит архаично. А ведь еще лет 15 – 20 назад пели: «Жила бы страна родная, – и нету других забот». Любые перекосы и абсолютизации, конечно, неполезны. Но был критерий: благо страны, благо Отечества. Такое отношение к жизни воспитывалось семьей, школой, общественными институтами. Об этом всегда – с разной степенью свободы – говорила Церковь. И как быстро мы это утратили. Крайне необходимо прививать молодежи такое отношение к миру, к жизни, к ближним и дальним, такую любовь, которая устоит перед сиюминутной собственной выгодой, которая может возвести человека над равнодушием, безразличием и эгоизмом. И во многом это зависит не от государственных программ, не от финансирования (у нас стало принято все неустройства оправдывать недостатком финансирования), а от личной гражданской и нравственной позиции каждого человека, каждого из нас.

Особенно это относится к педагогам, к профессорско-преподавательскому составу вузов, поскольку известно, что преподаватель учит не только своему предмету, готовит не только специалистов для народного хозяйства, но и служит личным примером, даже, если угодно, «преподает себя». Очень многое зависит от нашей ответственности, от нашей любви, от нашей готовности дать детям, учащимся, студентам самое доброе, светлое, глубокое, подлинное, прекрасное, что есть в нас, что сохранилось и перешло к нам от наших отцов, от наших предков. Ведь каждый человек несет в себе образ Божий, и в каждом человеке есть свет, который надо уметь разглядеть и помочь ему пробиться сквозь тьму заблуждений, себялюбия и разрушающей личность гордыни. Для этого необходимо мобилизовать потенциал и возможности государственных ресурсов, образовательных, общественных, церковных институтов. Для этого необходимо быть религиозными людьми, и не просто религиозными, но религиозно просвещенными. Необходимо ощутить себя частью великой православной цивилизации, видеть ее цели, задачи, проблемы и методы их решения.

Воспитание работников транспортной системы страны – задача крайне ответственная. Руководство транспортной системы мыслит геополитически и макроэкономически. Сиюминутная целесообразность не может являться определяющей в этой области. Транспортная система соединяет или отсекает целые области, регионы страны.

Есть вещи, содействующие единству, а есть то, что работает на разобщение. Объединяет вера, культура, язык, государственная власть, транспорт, армия, средства коммуникации. Разобщает отсутствие веры, грамотно выстроенной и четко работающей вертикали власти, единого образовательного пространства, разобщает нарушение транспортных связей, их слабость и дороговизна. Интересно, что в советское время усиленное внимание уделялось развитию общественного транспорта, с гораздо меньшим акцентом на транспорте личном. Люди в те годы действительно ощущали себя единой общностью, единым народом. Сейчас ситуация обратная, как с личным транспортом, так, увы, и с единством нации.

Специалист, имеющий отношение к принятию решений в сфере транспорта, живущий в России ХХI века, не вправе не понимать значение патриотизма и патриотического воспитания. Мы и так уже слишком многое потеряли в веке двадцатом. Просвещенный патриот ХХI века должен, наконец, осознать, что Россия особая страна, как с духовной, так и с природно-экономической точки зрения. Ее огромная территория в одну шестую (точнее, теперь уже в одну седьмую) часть суши – это не Европа и не средиземноморское побережье. По суровости климата едва ли найдется держава, на равных соперничающая с Россией. С точки зрения климата, менее 17% территории страны являются удовлетворительными для жизни. И такой пример: стойловый сезон для скота – девять месяцев в году, а в Австралии коровы на пастбище круглый год. И даже в отношении нефти. Добыча одного барреля без разведки месторождения, его обустройства и при существующих магистралях трубопроводов и инфраструктуре обходится многократно дороже, чем в зоне Персидского залива. То же касается транспорта, его неизбежной дороговизны при наших просторах.

Что же получается? Жить в России невыгодно? И, наверное, быть русским – тем более. Если не руководствоваться высшими государственными интересами, а руководствоваться ими может только патриот, транспортная система России не сможет поддерживать единство страны. Ситуация, в которой предпринимательская элита работает не столько на страну, сколько на собственную выгоду за счет продажи природных ресурсов и к тому же держит приобретенный капитал за рубежом, не может продолжаться бесконечно.

Одним словом, государство нуждается в укреплении, причем надо иметь в виду, что вряд ли вопрос о будущем России решен Западом в пользу «России быть». Да, восстановлена и работает вертикаль власти. Да, мы живем в относительном благополучии. Да, сегодня весьма благоприятное время для решения глобальных, стратегических государственных задач, разработки и реализации национальных проектов. Но без внутреннего духовного патриотического наполнения, на одном административном ресурсе этих задач не решить. А укреплять государство, работать на державу, во благо нынешнего и будущих поколений могут только патриотически настроенные, укорененные в традиции национальной культуры, государственно мыслящие люди, каких и должно воспитывать сегодня, не упуская времени.

Не сказав всего этого, мне сложно было объяснить, почему Церковь так заинтересована в развитии образовательных, духовно-просветительских центров, в том числе и в государственных учебных заведениях, примером чему является работа кафедры «Теология» в Московском государственном университете путей сообщения (МИИТ). Ведь только Церковь на постсоветском пространстве сохранила единство каноническое, административное и духовное.

Благодарю вас за внимание и терпение и надеюсь, что затронутые в моем сообщении темы найдут у вас отклик.