• Краткий обзор архива Архимандрита Иннокентия
  • О.В. Курочкина
  • Краткий обзор архива Архимандрита Иннокентия (НИОР РГБ, фонд 862)
Публикация:

«ОБЗОР АРХИВА АРХИМАНДРИТА ИННОКЕНТИЯ»

(Научно-исследовательский отдел рукописей Российской Государственной библиотеки. Фонд 862)


Составитель О.В. Курочкина

2007 год

Архив архимандрита Иннокентия (Просвирнина Анатолия Ивановича) безвозмездно передан в Отдел рукописей Российской государственной библиотеки в 1996 году. Материалы передал епископ (ныне архиепископ) Орехово-Зуевский Алексий (Фролов), наместник Новоспасского монастыря, в котором прошел последний год жизни отца Иннокентия после его ухода на покой и в стенах которого он обрел место последнего упокоения. Впервые в новейшей истории в государственном архивохранилище создан личный архивный фонд священнослужителя. Обработку и описание архива в соответствии с правилами, принятыми в Отделе рукописей, провели Ольга Владимировна Курочкина и заместитель главного хранителя Ольга Леонидовна Соломина. Опись архивного фонда состоит из двух томов (том 2 в двух частях), в каждом томе имеется именной указатель, микрофильмы описаны отдельно.

На наш взгляд, только при изучении и обзоре архива масштаб личности, духовную мощь отца Иннокентия, вся жизнь которого была посвящена делу миссионерского просветительства, можно оценить в полной мере и показать объективно. Настоящий обзор ставит своей целью представить читателю духовного пастыря, сыгравшего огромную роль в издательской деятельности Русской Православной Церкви, одного из самых ярких представителей современного ученого монашества, видного церковного и общественного деятеля, члена Археографической комиссии РАН и Международного фонда славянской письменности и культуры, библиографа, археографа и краеведа.

* * *
Содержание архивного фонда 862 (картоны 1-99):

I. Биографические материалы.

II. Материалы служебной, научной и общественной деятельности.

III. Творческие рукописи.

IV. Переписка.

V. Фотографии.

VI. Материалы третьих лиц.

VII. Микрофильмы и микрофиши.

I. В разделе «Биографические материалы» (картон 1, единицы хранения 1-42, далее в скобках указывается номер картона и единица хранения) представлены: аттестат зрелости, выданный 21 июня 1957 г., диплом об окончании Московской Духовной Академии, справка о том, что Анатолий был штатным иподиаконом кафедрального собора в Омске и Иркутске, а также удостоверения о рукоположениях, грамоты о награждениях и другие материалы.

Сохранилось прошение о постриге в монашество. «Мое давнее желание – послужить Русской Церкви в иноческом чине – дерзаю ныне выразить Вашему Святейшеству, как настоятелю Обители Преподобного Сергия Радонежского, и просить смиренно о постриге меня в мантию, с зачислением в братство Святой Обители. Недостойный послушник Вашего Святейшества протоиерей Анатолий Просвирнин.

21 ноября/4 декабря 1977 года. Праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии» (1.13).

Особое значение в этом разделе имеют материалы, связанные с трагедией, произошедшей в Иосифо-Волоколамском монастыре (1.32), изучение которых позволит представить реальную картину того, что произошло в ночь с 31 марта на 1 апреля в Иосифо-Волоколамском монастыре, а также то, с какой жесткой бюрократической следственной машиной столкнулся ученый-богослов – копия рапорта Владыке Питириму (автограф), копии медицинских документов, копии обращений в следственный отдел и гражданский суд,.

В разделе представлены также мемуарные материалы – 6 некрологов (1.41), брошюра, изданная Новоспасским монастырем к пятой годовщине со дня кончины архимандрита Иннокентия (1.42), в которую включены «Надгробное слово» архимандрита Платона (Игумнова), доклад епископа Алексия (Фролова) «Архимандрит Иннокентий – археограф и краевед», список трудов архимандрита Иннокентия. Первой некролог опубликовала газета «Православная Москва», затем газета «Московский церковный вестник», газета «Русь Державная», журнал «Отечественные архивы», «Археографический ежегодник» и только через год - «Журнал Московской Патриархии», которому отец Иннокентий отдал 30 лет жизни.

II. «Материалы служебной, научной и общественной деятельности» (картоны 2-13), ввиду их многообразия, структурированы по следующим подразделам: II.1. Материалы общего характера об Издательском отделе Московского Патриархата и Музее Библии; II.2. Отчеты о работе, рапорты, служебные записки; II.3. Подготовка и сдача в производство изданий; II.4. Научная экспедиция на Святую Гору Афон; II.5. СИБАЛ; II.6. Международный конгресс византинистов; II.7. Юбилейные даты; II.8. Интервью, участие в работе фондов, общественных организаций; II.9. Разное.

II.1. В 1960-1980-х годах издательская деятельность Русской Православной Церкви осуществлялась в крайне сложных – политических и экономических – условиях: строжайшая цензура, господство антирелигиозной идеологии, невозможность напрямую работать с типографиями, лимиты на бумагу, отсутствие фотопленки и т. д.

В архиве представлен доклад митрополита Питирима, который с 1960 года был Главным редактором «Журнала Московской Патриархии», а с 1963 года при рукоположении во епископский сан возглавил и вновь созданный Издательский отдел Московского Патриархата. Участие в написании этого доклада – «Об издательской деятельности Русской Церкви» – принимал архимандрит Иннокентий: им написан Исторический очерк и составлено Приложение.

В докладе имеются следующие разделы: Исторический очерк (с примечаниями), Издательская деятельность Русской Церкви (1918-1988): Книгоиздательство, Периодическая печать, Научная деятельность, Информационная работа, Кино и телевидение, Слайд-фильмы, Фотослужба, Выставки, Отдел звукозаписи и музыкальная редакция, Зарубежные связи. В Приложении даны: 1. Издания богослужебных книг московской печати XVI-XVII веков. 2. Издания, подготовленные Издательским отделом Московского Патриархата за все время существования: Книги Священного Писания и молитвословы, Богослужебные книги, труды иерархов Русской Православной Церкви, церковно-общественный материал, справочные издания, издания памятников письменности, совместные с иностранными фирмами издания (для всех изданий указан тираж). 3. Пластинки, выпущенные Издательским отделом Московского Патриархата к 1000-летию Крещения Руси и ранее (1.45).

Идеальная, единственная на тот период времени в стране духовно-издательская структура со сравнительно небольшим штатом работников позволила восстановить издание Библии (6 изданий общим тиражом 325 тысяч экземпляров), Нового Завета (4 издания тиражом 225 тысяч экземпляров), Псалтири (5 изданий тиражом 278 тысяч экземпляров), обеспечить приходы Русской Православной Церкви богослужебными книгами – были выпущены напрестольное Евангелие, богослужебные Минеи (24 тома), Типикон, Каноник, Псалтирь следованная, Октоих (2 тома), Ирмологий (3 тома), Триодь Постная (2 тома) и Триодь Цветная, Служебник (дважды), Настольная книга священнослужителя (8 томов), Православный богослужебный сборник. Регулярно выходили периодические издания – «Журнал Московской Патриархии» (с 1943 года на русском, а с 1971 года и на английском языках), «Московский церковный вестник» (на пяти языках), ежегодные выпуски «Богословских трудов», где наряду со статьями современных богословов помещены труды выдающихся церковных деятелей прошлого, творения святых отцов и учителей Церкви. С 1944 года регулярно выходил ежегодный Православный церковный календарь, где помимо месяцеслова помещались богослужебно-уставные заметки, пасхалия, а также разнообразная церковная информация, богата и многообразна была тематика календарных приложений: акафисты, каноны, молитвы.

В раздел также включено: «Информационное сообщение о библейской работе в ИОМП с 1967 по 1990 гг.» (1.47), подготовленное отцом Иннокентием; служебная записка Владыки Питирима «О работе ИОМП в области международной информации» (1.49) и ряд других материалов.

С 1991 года по новому закону о печати Издательский отдел Московского Патриархата мог заниматься издательской деятельностью только при наличии лицензии, однако на тот момент у ИОМП были определенные затруднения с быстрым ее получением. Издание «Русская Библия» находилось в типографии, и производственный процесс нельзя было прекращать. 27 апреля 1991 года было официально объявлено об открытии Музея Библии в Иосифо-Волоколамском монастыре с представительством в Москве. Учредитель Музея Библии митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим назначил директором архимандрита Иннокентия. Быстрое оформление Музея Библии как юридического лица с получением лицензии на издательскую деятельность дало архимандриту Иннокентию возможность продолжить реализовать Библейский проект – действовать по получению валютного кредита на издание, затем, по предоставлении кредита, по получению бумаги и переплетных материалов (оформление кодов ОКПО, оформление грузовых таможенных деклараций и т.д.). Представлен Устав Музея Библии (1.51).

II.2. Отец Иннокентий очень тщательно и продуманно составлял отчеты: это были не только отчеты, но своего рода программные документы. Представлены: отчет о командировке в Тбилиси в 1974 г . (2.1), отчеты и рапорты за 1983 г. (6 док. 2.6), 1984 г. (13 док. 2.7), 1985 г. (11 док. 2.8), 1986 г. (8 док. 2.9), 1987 г. (19 док. 2.10), 1988 г. (9 док. 2.11), 1989 г. (9 док. 2.12), 1990 г. (9 док. 2.13), 1991 г. (21 док. 2.16), 1992 г. (6 док. 2.18), 1993 г. (2 док. 2.19), отчет о работе в Иосифо-Волоколамском монастыре (2.20). Некоторые отчеты даны с приложениями – О поездке в Сирийскую Арабскую республику на открытие выставки, приложены предложения архимандрита Иннокентия, проект рабочей программы в решении Ближневосточных проблем, интервью архимандрита Иннокентия (2.3); Рапорт и сопроводительные материалы по изданию трудов протоиерея Алексия Мечева (2.14); Рапорт об освобождении Водяной башни, приложена справка по строительным работам, акты на передачу и фотографии (2.15); Рапорт о проведении выставки «Русской книжности 1000 лет», приложены программа, фотографии (2.17); Отчет о работе Музея Библии, приложены: копия платежного поручения, приказ № 60, распоряжение, обращение к митрополиту Питириму, перечень документов, переданных учредителю (2.21).

В отдельную единицу хранения в данном подразделе выделены письма на имя митрополита Питирима с различными просьбами, на которых имеется резолюция рукой Владыки Питирима «Архимандриту Иннокентию» (2.22) – 1982, 1987-1992 гг. (54 листа), что позволяет представить разнообразие дел, которыми, помимо издательской работы, занимался отец Иннокентий, будучи заместителем Главного редактора и Председателя Издательского отдела Московского Патриархата.

Архимандрит Иннокентий начал заниматься в Отделах рукописей различных библиотек в 1968 году. Он был постоянным читателем Отделов рукописей Российской государственной библиотеки и Государственного Исторического музея, Отделов рукописей Государственной публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина и Библиотеки Академии наук в Санкт-Петербурге, его хорошо знали и уважали в Отделе рукописей Библиотеки Академии наук Украины в Киеве, а также в рукописных хранилищах Грузии и Армении — Матенадаране. В архиве представлены несколько отношений в библиотеки, позволяющие проследить темы, по которым отец Иннокентий занимался в рукописных отделах (2.24).

II.3. Турилов Анатолий Аркадьевич в некрологе, помещенном в «Археографическом ежегоднике» за 1994 год, пишет: «Нелегко назвать издание Московского Патриархата, вышедшее в середине 1960-х — начале 1990-х годов, к которому он не был бы причастен». Материалы второго раздела подтверждают это утверждение. Представлены различные документы о подготовке и сдаче в производство изданий: Триодь, Октоих, Ирмологий, Троице-Сергиева Лавра, Мстиславово Евангелие, Остромирово Евангелие, Русская Библия. Разумеется, это лишь часть изданий, в подготовке которых участвовал отец Иннокентий, т. к. в основном материалы откладывались в архиве Производственного отдела ИОМП. Можно проследить, как, например, формировалась структура и содержание богослужебной книги Октоих. Читатель получит представление о том, как развивались отношения с типографией и издательством «Художественная литература» по вопросу издания Мстиславова Евангелия, которое, к сожалению, не удалось завершить. Издание остановилось на этапе изготовления фотоформ, и хотя уже была проведена цветокоррекция, бумага для издания так и не была предоставлена: выделенный и согласованный в разных инстанциях объем бумаги, несмотря на огромные моральные и материальные затраты, понесенные к тому моменту ИОМП (по съемке древней рукописи и др.), был передан на издание альбома Марка Шагала. Изучение переписки с издательством «Художественная литература», с Госкомиздатом и Экспериментальной типографией (3.7) позволяет представить, в какие сложные условия был поставлен ИОМП. В то же время видно, как успешно развивались отношения по изданию выдающегося памятника русской письменности - Остромирова Евангелия 1056-1057 годов, при подготовке которого отцу Иннокентию приходилось заниматься даже техническими вопросами - вплоть до вопроса об изготовлении шрифтоносителей на Ленинградском заводе полиграфических машин (3.12).

Много сил отдал отец Иннокентий подготовке иллюстрированной Библии, о чем подробно будет сказано ниже. В данном разделе представлены: переписка с библиотеками и архивами по вопросу подготовки иллюстрированной Библии - 1987, 1988, 1989 гг. (3.18), письма, счета, накладные, акты по изданию томов 7, 8 (3.23), материалы по приобретению бумаги у одной из лучших финских фабрик - Финнпап и переплетных материалов у одной из старейших в Европе - у фирмы Winter (3.24). О финансовых трудностях, с которыми столкнулся архимандрит Иннокентий, позволяет судить переписка с банком Правительства Москвы (3.25), с Таможенным комитетом (3.26). Представлен Договор с Новоспасским монастырем о продолжении издания (3.27). После кончины отца Иннокентия в течение пяти лет Новоспасским монастырем были изданы еще три тома.

II.4. Научная экспедиция на Святую Гору Афон была организована в 1983 году и состоялась с 12 сентября по 21 октября.

Экспедиция, в которую вошли крупнейшие ученые-археографы современности – Николай Борисович Тихомиров (+2000) и Анатолий Аркадьевич Турилов, талантливый фотограф Издательского отдела - племянник отца Иннокентия - Виктор Петрович Казанцев (ныне иерей), сотрудник Института славяноведения, знаток греческого языка Андрей Валентинович Лебедев, была беспрецедентной в новейшей истории. «В начале 1980-х годов отец Иннокентий был инициатором и главной движущей силой первой научно-исследовательской экспедиции на Афон, закладывая в те годы основы для плодотворного сотрудничества церковных и светских исследователей. Симпатичная и симптоматичная черта его научных поисков — любил отыскивать свидетельства приоритетов русских церковных исследователей в различных областях гуманитарных знаний», – писал А. А.Турилов.

Представлены отчеты экспедиции, во время которой в очень сжатые сроки были отсняты рукописи из библиотеки Пантелеимонова монастыря (3.40-41, 4.1), Акт о передаче материалов Афонской экспедиции в Библиотеку Академии наук (3.43), были отсняты материалы для книги-альбома о Русском Пантелеимоновом монастыре и составлен план книги (3.46), представлены также хозяйственные материалы научной экспедиции – описи, счета, из которых видно, как обстоятельно и продуманно готовилась экспедиция, с какой любовью и вниманием формировались подарки и посылки для монастырской братии, как аккуратно и тщательно велся учет израсходованных средств (4.7).

В материалах данного подраздела представлены: Устав Святой Горы (3.37, 3.38), Записка об Афонском подворье (4.3), ксерокопии актов монастыря великомученика Пантелеимона (тексты) на французском языке с рукописным переводом, выполненным сестрами Александрой Николаевной и Татьяной Николаевной Протасьевыми (в монашестве Евпраксия и Фамарь), у которых много лет жил архимандрит Иннокентий (4.9); Каталог греческих рукописей Ламброса с многочисленными пометами архимандрита Иннокентия (4.10); Предисловие Линоса Политиса к изданию «Дополнительные каталоги рукописей (находящихся) на Святой Горе» (4.8), фотокопии и ксерокопии некоторых материалов, хранящихся в монастырях Святой Горы Афон (5.1).

Помимо научных и издательских целей, целью архимандрита Иннокентия во время экспедиции было и решение трудного вопроса о пополнении братии Пантелеимонова монастыря.

II.5. СИБАЛ – координатор изучения балканского и славянского рукописного наследия. В подразделе представлены следующие документы: сообщение Маттея Матеича о древних рукописных памятниках на микролентах в Хиландарской научной библиотеке в штате Огайо (6.3), статья Вильяма Федера «Описание рукописей в «Сводном каталоге нарративных памятников по истории и культуре балканских стран» (6.4), статья С. О. Шмидта «Международная конференция по изучению памятников средневековой книжности» (6.7) и др.

II.6. Научная деятельность архимандрита Иннокентия протекала и на высоком международном уровне, однако представленные в архиве документы не полностью отражают участие в международных форумах. Архимандрит Иннокентий принимал участие в Международных съездах славистов в Софии и Братиславе, в Международном семинаре «Проблемы изучения и издания памятников славяно-русской письменности» (Свердловск), в XVIII Международном конгрессе византинистов, который проходил в Москве в 1991 году.

На конгрессе византинистов он выступил с сообщением на тему «Славяно-греко-латинская академия» и был модератором в одной из секций. В архивном фонде представлены Программа конгресса византинистов (6.24), Пленарные доклады (6.25) и Резюме сообщений (7.1, 7.2).

II.7. Юбилейные даты.

В 1988 году Русская Православная Церковь отмечала 1000-летие Крещения Руси. Издательский отдел был в центре всех юбилейных мероприятий, сотрудники входили в рабочие группы по празднованию, в информационный центр. Архимандрит Иннокентий, как заместитель Главного редактора и Председателя ИОМП, был активно задействован во многих мероприятиях, встречах.

В архиве представлены: Материалы комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия (7.5, 7.13), Материалы заседания историко-канонической подкомиссии (7.6.), доклад митрополита Сергия «О задачах в связи с подготовкой и проведением юбилея 1000-летия Крещения Руси», Проект программы Поместного Собора (8.6), «Служба в память 1000-летия Крещения Руси и всем святым, в земле Российской просиявшим» (8.13, 8.14), «Чинопоследование панихиды по предстоятелям Русской Православной Церкви, по подвижникам благочестия Земли Российской и по всем благочестивым предкам нашим в память 1000-летия Крещения Руси» (8.15), Жития и службы новопрославленным святым - преподобному Андрею Рублеву, святителю Игнатию Брянчанинову, Блаженной Ксении Петербургской, Макарию, митрополиту Московскому, преподобному Максиму Греку, старцу Паисию Величковскому, святителю Феофану, Затворнику Вышенскому (8.18-24).

Об объеме проделанной работы можно судить по докладу Юбилейной комиссии Информационно-издательской рабочей группы (8.26), по планам пресс-конференций и мероприятий (8.30).

Представлен список зарубежных гостей, приглашенных на юбилейные мероприятия (9.1).

В дни юбилейных торжеств состоялось знаменательное и символическое событие – отцу Иннокентию, благодаря авторитету, удалось получить из Исторического музея на временное хранение в домовом храме Издательского отдела во имя преподобного Иосифа Волоцкого икону Божией Матери «Державная» (9.2), которая после юбилея была торжественно перенесена в храм в Коломенском.

Готовился Устав организации и управления Русской Православной Церкви, в работе над которым архимандрит Иннокентий принимал активное участие (9.9-9.11).

В материалах представлена Программа концерта, посвященного 1000-летию Крещения Руси (9.13).

К юбилею усилиями отца Иннокентия была осуществлена небывалая в новейшей истории акция – выпуск юбилейных государственных почтовых конвертов. Он составлял эскиз конвертов, «пробивал» решение этого непростого вопроса в инстанциях (9.16).

К юбилею по эскизу отца Иннокентия Александром Владимировичем Флеровым был изготовлен оклад на напрестольное Евангелие, переданное затем в Иосифо-Волоколамский монастырь.

В рамках юбилейных торжеств также была организована обширная и разносторонняя культурная программа для гостей праздника. В архиве сохранился отчет рабочей группы, которую возглавлял отец Иннокентий (9.17), Пресс-релизы на русском и английском языках (9.18).

В 1989 году Русская Православная Церковь отмечала 400-летие установления Патриаршества в Русской Церкви. На Поместном Соборе были канонизированы Святейшие Патриархи Иов и Тихон (9.25). В праздновании этого знаменательного события Издательский отдел принял активное участие. Под руководством и по инициативе архимандрита Иннокентия в Конференц-зале ИОМП была организована выставка документов из собрания Центрального государственного архива древних актов (9.28), на которой были представлены редчайшие материалы, была также отснята Грамота о поставлении Патриарха Иова, фотокопия представлена в архивном фонде (10.2). В материалах фонда имеется также сообщение для прессы о Праздновании 60-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви (10.3).

В 1985 году в России и славянских странах отмечалось 1100-летие со дня кончины равноапостольного Мефодия. В архивном фонде представлены материалы: Песнь канона преподобным Кириллу и Мефодию митрополита Филарета (Дроздова) (10.4), статья епископа Филарета (Вахромеева), который в то время был ректором МДА, «Церковное почитание святых братьев Кирилла и Мефодия» (10.5), Перечень юбилейных мероприятий (10.8), статья Е.М.Верещагина «Владимир посеял книжные словеса, а мы пожинаем» (10.10).

Архиепископ Питирим выступил на конференции, проходившей в городе Регенсбург, с докладом «Кирилл и Мефодий как создатели богословской терминологии на славянском языке», в подготовке которого также принимал участие архимандрит Иннокентий (10.13), представлены статьи современных исследователей – русских и болгарских (10.16-19, 10.22, 10.26-36), Энциклика Папы Римского на польском языке (10.23), резюме докладов на Международном симпозиуме в Софии (10.25), вырезки из газет (10.38), выпуск 7 «Трудов по словенской церковной истории» Католического богословского факультета в Любляне (11.6).

II.8. Издательский отдел Московского Патриархата в 1960-1980-х годах фактически выполнял функции пресс-службы Московской Патриархии, осуществляя связь между различными церковными учреждениями и представителями советской и зарубежной прессы. Организация пресс-конференций, встреч представителей церковного Священноначалия и журналистов, распространение информации с помощью пресс-релизов, а также прием паломнических и туристических групп в контакте с ОВЦС и Интуристом было важным и ответственным направлением повседневной работы, в которой архимандрит Иннокентий принимал самое активное и деятельное участие. В архиве представлены интервью журналам «Лесная промышленность», «Советская литература», «Советские женщины», «Кругозор», «Наше наследие» (11.9-12, 15), газетам «Труд» и «Московские новости» на греческом языке (11.14-15), письменные ответы архимандрита Иннокентия на вопросы отечественных и зарубежных корреспондентов: газеты «Унита», Гостелерадио (11.7-16), сохранились записки, переданные отцу Иннокентию из зала во время встречи со студентами Педагогического института г.Череповца (11.18), встречи в Горкоме КПСС г. Череповца (11.19), вопросы в программе «Взгляд» (11.17-21).

В материалах фонда представлены приглашения архимандриту Иннокентию для участия в различных мероприятиях, программы вечеров с его участием, научно-практических конференций. Всего в архиве представлено 69 приглашений, начиная с пригласительного билета и программы научной конференции «Вопросы славяно-русского рукописного наследия», состоявшейся в 1978 году (11.22).

Отец Иннокентий крайне серьезно относился к таким приглашениям, он выступал, если была возможность, при каждом удобном случае – это были его проповеди, причем, надо подчеркнуть, обращенные к широкой и разной аудитории, например, он был приглашен для участия в симпозиуме «Логика научного знания versus логика религиозного знания» (11.43).

В Иосифо-Волоколамском монастыре отцом Иннокентием регулярно с момента возвращения монастыря Церкви, устраивались научно-практические конференции, в которых принимали участие крупные отечественные исследователи и ученые. Архимандритом Иннокентием было основано Волоколамское краеведческое общество. В архиве представлена Программа второй научно-практической конференции «Преподобный Иосиф Волоцкий и его обитель Успения Пресвятой Богородицы» (11.45).

Архимандрит Иннокентий участвовал в работе многих фондов и общественных организаций: Международного Фонда славянской письменности и культуры (12.34, 12.40-48), Славянского фонда России (12.25), Дипломатической академии (12.16-21), Фонда гуманитарных инициатив (12.26-30). Отцу Иннокентию принадлежала значительная роль в деле установления и проведения ежегодных праздников славянской письменности и культуры (12.35), в реализации программы Международного фонда славянской письменности и культуры «Неугасимая лампада».

По инициативе архимандрита Иннокентия и с его участием Российское общество историков и архивистов 1 июня 1992 г. провело «Круглый стол» на тему «Участие архивов и Церкви в сохранении и использовании историко-культурного наследия России». Стенографический отчет был опубликован в «Вестнике архивиста» (1992, №№ 4, 5), а в 1994 году - научно-практическую конференцию «Личные фонды и коллекции как источник сохранения национальной памяти Отечества» («Вестник архивиста», 1994, № 3).

В декабре 1993 года архимандрит Иннокентий выступал с представлением Библейского проекта в Культурном центре архиепископа Макариоса (Кипр) (12.15).

II.9. Гражданская позиция отца Иннокентия всегда была очень четко обозначена и, как у источниковеда, подкреплена хорошим знанием документов и законов. Он много сделал для спасении храма Илии Пророка в Черкизове в период строительства новой ветки метрополитена (12.53); занимался вопросами возрождения монастырей: представлен Акт обследования Высоко-Петровского монастыря (12.54), справка о Горицком монастыре (13.1), авторская заметка «К вопросу о монастыре святой равноапостольной великой княгини Ольги» (13.2).

Отец Иннокентий активно участвовал в крупных экологических программах. Представлены: Решение Государственного комитета РСФСР по охране природы «Об экологической экспертизе проекта строительства комплекса по переработке импортных фосфатов» (13.18), Обращение к съезду народных депутатов Леонова Л.М., Клыкова В. М., Антонова М.Ф. (13.21), Заключение Экспертной комиссии по рассмотрению проекта «Загорского комплекса» (1990) (13.20).

Представлены различные Положения и Постановления: Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» 1929 года (13.23), Положение о пенсиях и пособиях духовенству Русской Православной Церкви и лицам, работающим по найму в церковных организациях (1978) (13.25), Положение о Совете по делам религий (1980) (13.26), Инструкция о порядке учета и хранения культурных ценностей, находящихся в пользовании религиозных объединений (1980) (13.27), «О порядке обложения налогами заработков граждан, работающих в религиозных организациях» (1981) (13.28), «О порядке регистрации договоров, осуществления социального страхования и профобслуживания лиц, работающих в религиозных организациях» ЦК профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий, к которому также относился Издательский отдел Московского Патриархата (1981) (13.29), Проект закона «О свободе совести и религиозных организациях» (13.33), Церковный Устав адвентистов седьмого дня 1969 (13.35), Устав советского фонда культуры (13.14).

III. Третий раздел архивного фонда – Творческие рукописи – разделен на три тематические части: III.1. Статьи, доклады, тезисы, заметки; III.2. Авторские издательские проекты; III.3. Материалы к работе.

III.1. Представлены неопубликованные материалы: «Ангельская жизнь старца Даниила» (14.1), «Блаженно чрево, носившее Тя и сосцы Тебя питавшие» [Слово к празднику Положения Ризы Пресвятой Богородицы, написанное отцом Иннокентием в ночь перед кончиной] (14.4), «Взаимодействие культур. Постановка вопроса» (14.7), «Влияние и взаимодействие культур в сохранении Севера России» (14.8), «Значение иконы в русском Православии» (14.10), «Историческое сведение о разрешительной молитве над умершим» (14.15), «Капитон Иванович Невоструев» (14.17), «К 200-летию Сибирского книгопечатания» (14.16) «Комментарий к вечерним молитвам (14.19), «Межнациональный диалог и экуменическая деятельность Русской Православной Церкви» (выступление на заседании Научного совета музеев РСФСР) (14. 21), «Монте-Кассино и Радонеж» (14.22), «О возможном научно-критическом издании славянских текстов, восходящих к деятельности Кирилла и Мефодия» (памятная записка) (14.24), «О публикации Просветителя» (14.25), «О 1000-летии официального принятия христианства на Руси» (14.26), «Пастырей путевождь» (к 100-летию со дня преставления святителя Иннокентия, митрополита Московского) (15.4), «По стопам отцов» (Духовный потенциал отечественной истории в решении современных проблем сохранения заповедных территорий. Тезисы) (15.6), «Проявление Крещения Русской Земли» (15.9), Предисловие к изданию Месяцеслова святых», составленного архиепископом Димитрием Самбикиным (15.8), «Россикон» (15.10), «Русская Библия» (Тезисы доклада) (15.11), «Русские шедевры мирового искусства» (15.13), «Русское спасение» (Беседа с Николаем Николаевичем Лисовым о Патриархе Сергии и его духовном наследии) (15.14), Программа «Скрипторий во взаимодействии культур» (15.17), «Спешите делать добро» (15.19), «Слово в день памяти Апостола Иоанна Богослова» (15.18), «Установление Патриаршества в Русской Церкви. Источниковедческий обзор» (черновой автограф, 15.25).

Представлены также копии некоторых опубликованных статей и библиографий: «Афон и Русская Церковь» (14.2-3), «Труды архимандрита Леонида Кавелина» (15.22).

III.2. Авторские издательские проекты.

Председатель Археографической комиссии АН СССР Сигурд Оттович Шмидт в статье «Памяти архимандрита Иннокентия», опубликованной в журнале «Отечественные архивы» за 1994 год, отмечал: «Хотя сам отец Иннокентий более всего ощущал себя священнослужителем и был одним из самых выдающихся в Москве духовных пастырей, его в нашей стране и за рубежом признавали как знатока, исследователя и публикатора памятников письменности, историка культуры и историографа отечественной археографии. Архимандрит Иннокентий казался воплощением живой творческой связи современных гуманитарных наук с магистральными двухвековыми традициями изучения памятников истории и культуры нашего Отечества, восходящими к Евгению Болховитинову и его младшим современникам… А. И. Просвирнин рано зарекомендовал себя знатоком материалов наших рукописных хранилищ. Причем внимание его привлекли не только рукописи старинных памятников письменности, но и неопубликованное научное наследие археографов и историков православия. И уже по одному тому он оказался вовлеченным в направляемую Археографической комиссией Академии наук работу по подготовке сводных каталогов славяно-русских рукописных книг и личных фондов отечественных историков…Отец Иннокентий был неутомим в стремлении сделать достоянием многих сокровища и нашей старинной письменности, и документы по истории Церкви нового времени, и материалы научных трудов предшественников в этих областях знания. Последовательно выявлялось неизданное рукописное наследие историков Церкви и исследователей религиозной литературы, причем обращалось особое внимание на их научно-методические заветы, составлялись библиографические перечни трудов... Усилиями отца Иннокентия возвращены многие имена, выключавшиеся более 50 лет из историографии отечественной науки... Естественным казалось предложить кандидатуру А. И. Просвирнина в состав Археографической комиссии при очередном переутверждении ее членов…»

«Русская Патристика».

Архимандриту Иннокентию, в том числе, принадлежала идея включения служб русским святым в корпус богослужебных Миней. В связи с выходом в свет первых двух томов – Минеи сентябрь и Минеи октябрь игумен Иннокентий писал в «Журнале Московской Патриархии» (1980, № 9): «В сентябре 1979 года вышла из печати Минея-Сентябрь (800 с. + 24 цветные вкладки), в июле 1980 года напечатана Минея-Октябрь (839 с. + 24 вкладки с двусторонними, по типу древних икон-таблеток, цветными и черно-белыми репродукциями икон, фресок, гравюр и со справочными приложениями). Минеи объединяют соответственно Месяцеслову все имеющиеся службы святым Русской и других Поместных Православных Церквей … До сих пор в состав Миней в основном входили службы в соответствии с Греческим Церковным Уставом, с практикой Греческой Церкви. При этом лишь некоторые из служб святым Русской Церкви вошли в состав богослужебных Миней и в состав так называемой Минеи дополнительной. А между тем в каждое столетие и почти в каждой епархии создавались рукописные Минеи со службами только русским святым или целые сборники служб святым Русской Церкви, не говоря о прекрасных отдельных рукописях служб тому или иному святому, а с XVIII века – отдельных изданиях служб русским святым… В Минее Сентябрь под числом, после служб, а в Минее Октябрь отдельным приложением (в текст книги они не вошли по техническим причинам), включены агиографические справочные материалы. Они сопровождаются прописями лучших икон святых.

Настоящее издание литургических памятников и источников агиографии Русской Церкви является важным научно-богословским вкладом в богословскую литературу Русской Православной Церкви. Издание посвящено 1000-летию Крещения Руси».

Значителен вклад отца Иннокентия и в многотомное издание Настольной книги священнослужителя, прежде всего это тома 2-й и 3-й, содержащие Жития святых Православной Церкви.

В архивном фонде представлена уникальная картотека «Русская патристика» - более пяти тысяч карточек с указанием служб и житий русских святых. Также в архивном фонде представлены службы и жития русских святых, собранные в алфавитном порядке имен (картоны 16-30).

«Русская Православная Церковь».

Многотомное издание «Русская Православная Церковь», как и все другие проекты, осуществлялось под общим руководством митрополита Питирима. Архимандрит Иннокентий возглавлял творческую рабочую группу, которую набирал сам. В материалах представлены главы: «Источники» (30.5.-31.1), «Очерк истории Русской Православной Церкви» (31.2-3), «Русская Православная Церковь в новых исторических условиях» (31.4), Хронология важнейших событий из истории Русской Православной Церкви с марта 1917 по сентябрь 1926 г. (32.4), «Краткий очерк истории проповедничества в России» (32.5), «Из истории православных миссий в Сибири» (32.6), «Личное благочестие» (32.8-10), «Литургическая жизнь Церкви» (32.11-14), «Из истории русского Богослужения до Петра Великого» (32.15), «Русская Богословская наука» (33.1), «Литургика и церковная археология» (33.3-4), «Русская церковная книга» (33.5-9), «Русское церковное пение» (34.1-2), «Русское церковное искусство» (34.3-4), «Храмовая архитектура Древней Руси» (34.5), «Лицевое шитье» (34.7), Хронологическая таблица (34.9).

Издание планировалось иллюстрированное, сохранились «Списки предметов для съемки в музеях» (34.10).

В сокращенном варианте книга вышла в серии «Церкви мира» на немецком языке (34.13-14). К 1000-летию Крещения Руси удалось издать только «Очерки истории». В материалах представлены гранки и машинопись «Русская Православная Церковь. Очерки истории. Выпуск первый. 988-1917» (35.1-2), выпуск второй (35.3).

Книга-альбом «Троице-Сергиева Лавра».

В основу издания положено воспроизведение рукописного лицевого Жития преподобного Сергия Радонежского XVI века из собрания РГБ. Книга-альбом до сих пор остается одной из лучших книг об обители. Представлены: чистовой макет (36.1), чистые листы (37.1), чистые листы на английском языке (39.2), машинопись на немецком языке (39.3-4).

Книга-альбом «Троице-Сергиева Лавра» на английском языке была подарена многим высоким иностранным гостям, в том числе королю Хуану Карлосу, матери Терезе.

«Русская Библия».

Архимандрит Иннокентий работал над этим проектом около 20 лет, однако непосредственно съемки Геннадиевской Библии 1499 года, которая легла в основу издания, начались в Отделе рукописей Государственного исторического музея лишь в 1986 году. В 1990 году архимандрит Иннокентий писал Святейшему Патриарху Алексию: «В 1967-1968 годах при подготовке известного издания Библии (М., 1968), а затем издания к 100-летию перевода Библии на русский язык (М., 1976), которые легли в основу последующих изданий 1979, 1983 и 1988 гг. родился новый Библейский проект издания иллюстрированной Русской Библии, в основу которого положена первая русская Библия 1499 года (общеславянская). Комиссия по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси одобрила издание Геннадиевской Библии в 1986 году. С того времени, после успешных переговоров на уровне Министерств и ведомств началась фотосъемка Библии 1499 года и всех доступных иллюстрированных Библейских книг в основных книгохранилищах страны. Фотосъемка проводилась собственными силами. Следуя по стопам Просветителей славян и учитывая их катехизический опыт, реализация Библейского проекта началась с подготовки к изданию Четвероевангелия (том 7) и Апостола с Апокалипсисом (том 8)» (40.1).

В 1988 году был подготовлен рекламный буклет: «Основу издания составляет знаменитая Геннадиевская Библия, созданная в 1499 году в Новгороде ученой дружиной под руководством святителя Геннадия, архиепископа Новгородского (+4 декабря 1505 г.). Древний текст сопровождается синодальным русским переводом. … Создание полного свода Русской Библии в XV веке было обусловлено ростом международного значения Русской Церкви в связи с падением Византии, а также обострением борьбы с нецерковным еретическим вторжением в русскую жизнь. Геннадиевская Библия является величайшим историческим, лингвистическим и художественным памятником русской культуры и всего славянского мира. Она легла в основу первой русской печатной Библии 1581 года, в ряду 118 печатных изданий Библии, осуществленных с тех пор Русской Православной Церковью. Настоящее издание Библии представляет собой первоочередную научную и нравственную задачу. … Издание хорошо иллюстрировано. Зрительный образ Русской Библии составляют миниатюры лучших русских лицевых рукописей, которые вобрали в себя многовековой духовный и эстетический опыт православного народа. Нередко миниатюры являются незаменимым источником для иконографии и искусствоведения, истории текста, истории бытовых и археологических реалий жизни предшествующих поколений наших соотечественников, способствуют пониманию духа времени…» (40.1)

На конференции «Славянская Библия, ее история и вопросы изучения» (1990 г.) отец Иннокентий говорил: «Многотомным изданием Русская Библия создан новый тип издания иллюстрированной Библии – создан образ Русской Библии через основные рукописи русской рукописной традиции. Ряд уникальных лицевых и нелицевых рукописей, включенных в наше издание, поможет современным текстологам провести необходимую работу с точки зрения истории Библии на Руси и с точки зрения развития русского языка, а также даст возможность представить художественный образ Русской Книги». При жизни архимандрита Иннокентия из печати вышли два тома - 7-й и 8-й. Оба тома включают около 500 миниатюр.

В материалах архивного фонда представлены: макет издания (40.3), чистые листы тома 8 (Деяния, Послания, Апокалипсис) (41.1).

Протоиерей Борис Пивоваров в книге «Православная культура России» пишет: «В настоящее время некоторые части текста Геннадиевской Библии (Новый Завет, Псалтирь, предисловия, оглавление) можно видеть благодаря прекрасному изданию «Русская Библия» … Автором и воплотителем в жизнь этого уникального в истории русской книжности и отечественной культуры проекта стал архимандрит Иннокентий Просвирнин (1940-1994), выдающийся русский археограф XX столетия».

«Мстиславово Евангелие. Научное сопровождение».

Изначально планировалось издание в трех томах. Первый том – факсимильное воспроизведение рукописи Мстиславова Евангелия XII века (ГИМ, Син. 1203), второй том – напрестольное Евангелие XIX века, третий том – научное сопровождение, в которое отец Иннокентий включил: фундаментальный историко-филологический труд Капитона Ивановича Невоструева «Исследование о Евангелии, писанном для Новгородского князя Мстислава Владимировича в начале XII века в сличении с Остромировым, Галичским, двумя другими XII и одним XIII века» (РГБ, ф. 193, к. 3, ед. хр. 1), свою статью «Капитон Иванович Невоструев и его исследования», статьи Лидии Петровны Жуковской «Апракос Мстислава Великого», Николая Николаевича Лисового «К датировке Мстиславова Евангелия», библиографию. Рукопись К. И. Невоструева была готова к сдаче в производство, однако издание при жизни отца Иннокентия не состоялось. В материалах архивного фонда представлен набор рукописи К. И. Невоструева и статей (41.3).

В 1997 году Новоспасский монастырь при поддержке Российского гуманитарного научного фонда издал этот колоссальный труд.

«Остромирово Евангелие 1056-1057 годов. Научное сопровождение» (41.5).

Издание было осуществлено совместно ИОМП и издательством «Аврора».

«Дневник православного человека».

Архимандрит Иннокентий разработал оригинальное издание, в котором в форме ежедневника совмещены краткий молитвослов, месяцеслов, указания евангельских чтений на каждый день (евангельские чтения на воскресные дни приведены полностью) и календарная сетка; в приложении Дневника на 1992 год дана перепечатка издания Оптиной Пустыни 1917 года «О последних событиях, имеющих совершиться в конце мира» (41.6).

«История Русской Православной Церкви в документах региональных архивов России. Аннотированный справочник-указатель».

Архимандрит Иннокентий совместно со специалистами ВНИИДАД разработал справочник-указатель, в первом выпуске которого собраны сведения из 93 республиканских, краевых и областных архивов России. Приводятся краткие справочные сведения об архиве и его филиале. Статья описания включает: номер фонда и его название, крайние даты документов, количество единиц хранения, аннотацию. Внутри каждого архива материал группируется следующим образом: фонды учреждений духовного ведомства, фонды государственных учреждений, личные фонды и коллекции. К фондам монастырей дана справка о времени основания и основателе, при личном архивном фонде помещена краткая биографическая справка о фондообразователе. В приложении даны епархии РПЦ на 1912 год со справочными сведениями по каждой епархии и список использованных путеводителей и справочников. В материалах фонда № 862 представлен компьютерный набор первого выпуска (42.1). Второй выпуск «История Русской Православной Церкви в документах федеральных архивов России, архивов Москвы и Санкт-Петербурга» вышел в свет в 1995 году: это была последняя рукопись, которую правил отец Иннокентий.

Отец Иннокентий планировал издание материалов для общей исповеди на тему «Десять заповедей Закона Божия» (42.2), а в 1990 году организовал печать буклета «Десять заповедей Закона Божия» неслыханным тиражом - в один миллион экземпляров (!) (42.3).

Представлен проект издания «Сибирский Церковный вестник» (42.4), а также план-проспект издания «Миссионерское служение Русской Православной Церкви» (42.5). В 2000 году вышла книга, составленная учеником отца Иннокентия протоиереем Борисом Пивоваровым «Свет Христов просвещает всех. Памятники миссионерской письменности», в предисловии к которой сказано: «Идея возрождения издания памятников миссионерской письменности получила благословение и поддержку архимандрита Иннокентия Просвирнина (1940-1994), который всегда обращал особое внимание как на опубликованные труды миссионеров Русской Православной Церкви, так и на миссионерские архивы. Под руководством архимандрита Иннокентия в 1986 году был составлен план-проспект издания наиболее выдающихся памятников миссионерской письменности. Этот план и послужил основным руководством к составлению настоящего сборника».

Архимандрит Иннокентий занимался изучением Оптиной Пустыни, начиная с подготовки кандидатской диссертации в Московской Духовной Академии и до конца жизни. В ряду его творческих планов было, в том числе, издание писем старцев. В материалах архива представлена машинописная копия писем старца Скита Оптиной Пустыни Иосифа (42.6).

Отец Иннокентий много лет собирал материалы о вкладе Русской Православной Церкви в победу над фашизмом. К сожалению, в материалах фонда представлена только справка «О работе над темой «Вклад Русской Православной Церкви в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне» (42.8).

III.3. Существенную часть архивного фонда составляют «Материалы к работе» (картотеки, выписки из архивов, ксерокопии и др.).

Отец Иннокентий сумел привлечь к совместной работе многих библиографов и научных сотрудников отделов рукописей.

В Российской государственной библиотеке ему много помогала Антонина Семеновна Чистякова – опытный библиограф, составитель Сводного каталога русской книги XIX века, в подготовке библиографии для книги «Троице-Сергиева Лавра» – Галина Андреевна Главатских, автор и редактор библиографического указателя «Справочники по истории дореволюционной России», Кирилл Кириллович Тарасов; в Библиотеке Академии наук – знаток греческих рукописей Ирина Николаевна Лебедева, в Отделе рукописей Государственного исторического музея - Зоя Александровна Огризко, Татьяна Николаевна Протасьева, Любовь Михайловна Костюхина и многие другие.

В материалах архива представлены:
Опись архива Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского (998 карточек, 43.1). Уникальный архив Владыки Афанасия был сохранен отцом Иннокентием, под его руководством обработан архивистом Таисией Петровной Гридасовой, а затем, при выселении из Водяной башни, перевезен на хранение в город Петушки, где до конца жизни жил Владыка Афанасий (+1962).

Картотека «Курсовые сочинения студентов Казанской Духовной Академии, хранящиеся в ЦГА Татарстана» (44.1).

Материалы об Апостоле Андрее Первозванном (45.2).

Опись Картотеки Н.К.Никольского (45.3).

Библиографический справочник архимандрита Киприана (Керна) «Русские переводы патристических текстов» (46.2).

Опись икон Троице-Сергиевой Лавры, составленная Комиссией по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры (46.3).

В конце 70-х годов группой исследователей под руководством епископа Питирима, в которую входил отец Иннокентий, была осуществлена работа по изучению трудов преподобного Иосифа Волоцкого, проведена реконструкция «Просветителя». В 10-м сборнике «Богословских трудов» был опубликован Волоколамский патерик по рукописи Патриаршей Библиотеки (ГИМ, Син. 927). В материалах архивного фонда представлены отдельные произведения преподобного Иосифа Волоцкого (машинопись) (46.4-47.3), ксерокопия Синодика Иосифо-Волоколамского монастыря XVI века (45.1), ксерокопия Описания ризницы Иосифо-Волоколамского монастыря (1760 г.) (47.5).

Также в архивном фонде представлены: выписки из архивов (47.7.-48.2), «Полемические сочинения против католичества» (выписки из архивов ГПБ, ГИМ, ГБЛ) (48.4), «Лечебники» (выписки из архива ГИМ, ГБЛ) (48.3), Книги, принадлежавшие Кириллу Белозерскому и его ученикам и ближайшим преемникам (48.7), фотокопии нескольких писем святителя Иннокентия (Вениаминова) (48.8), отчет и выписки из архивов Юрия Чеботарева по теме «Монастыри Москвы» (48.12), материалы к изданию «Деяний Поместного Собора 1917-1918 гг.» (воззвания, отдельные доклады, ГАРФ, ф. Р-3431, ГБЛ) (48.14), список печатных трудов Архимандрита Антонина (Капустина) (48.9), «Материалы по обновленчеству» (48.17), заметка «О Троице-Сергиевой Лавре после революции 1917 г.» (49.2), Послание Вселенскому Патриарху Василию III от Священного Синода РПЦ 1925 года (49.3), письмо неизвестного автора митрополиту Крутицкому Петру (1920 г.) (49.4), две работы А. Шаповаловой – «Внутрицерковные изменения в соответствии с новыми государственными установлениями» (49.5), «Религиозно-философские течения. Рост мистицизма и его последствия» (49.6), краткая справка «Копты» и аннотированная библиография по коптологии (49.15).

IV. Отец Иннокентий постоянно был окружен людьми, череда посетителей в его кабинет № 206 на Погодинской улице иногда не прерывалась до позднего вечера. Обширной была и переписка отца Иннокентия. В фонде насчитывается сравнительно небольшое количество писем самого архимандрита Иннокентия, в основном это копии посланных писем и черновики. В числе корреспондентов - епископ Полтавский и Кременчугский Савва (приложено: Корнеев И.С. «Трактат о календаре» (1990), члены СИБАЛ (В. Федер и др.), председатель Археографической комиссии С.О. Шмидт, Имре Тотт (Венгрия), прот. Маттей Матеич (США), Аксиния Джурова (Болгария) и др.

Сохранилось более 300 писем к архимандриту Иннокентию. Имеется одно письмо Святейшего Патриарха Алексия II (1993 г.), одно письмо Патриарха-Католикоса всея Грузии Илии (1993 г.), несколько писем схиархимандрита Виталия (Сидоренко, 1980-е годы), письма схиархимандрита Тимофея (Саккоса), крупнейшего издателя агиографической литературы на русском языке в Греции (1980-е г.), письма святогорцев – иеродиакона Давида, иеромонаха Николая (Генералова) и других.

Много поздравительных писем и открыток от архиереев, священнослужителей, монашествующих, прихожан, друзей и знакомых (картоны 50-57).

V. В материалах фонда представлено сравнительно небольшое количество фотографий (картоны 58-59), однако среди них много достаточно редких – выступление отца Иннокентия на открытии памятника-надгробья святым воинам-схимонахам Александру (Пересвету) и Андрею (Ослябе) (скульптор Вячеслав Михайлович Клыков), на открытии выставки «Тысячелетие русской культуры» в Академии художеств и др. Представлен альбом с фотографиями погребения. В отпевании отца Иннокентия участвовали тридцать священников, к началу заупокойной литургии в Новоспасский монастырь прибыл Святейший Патриарх Алексий, к чтению разрешительной молитвы прибыл духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл.

VI. Значительную часть архива составляют «Материалы третьих лиц» (картоны 59-99).

Отметим некоторые: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Предисловие к книге «Библия в иконе, фреске и картинах русских художников» (Русская Библия, т. 10), Алексеев А. А. «Текстологическое значение Геннадиевской Библии». Доклад на 2-й Международной церковной научной конференции, посвященной 1000-летию Крещения Руси «Богословие и духовность Русской Православной Церкви», Андрющенко, протоиерей. «Годовой круг кратких поучений» (1992 г., машинопись); Антоний (Храповицкий), митрополит Киевский и Галицкий. «Исповедь. Из воспоминаний по моим лекциям» (1928 г. 50 л., ксерокопия); Арсений (Жадановский), архиепископ. «Автобиография» (б.д., машинопись, 66 л.); «Путешествие на Восток», Аркадий, епископ Лубенский. Сборник проповедей (б.г., машинопись); Вениамин (Федченков) «Божии люди»; Вербицкий Василий, протоиерей «О Боге едином, но Троичном в лицах», катехизические поучения (б.д., машинопись); Веселовская М. «Веселися, Гефсимания» (б.г., машинопись); Голубинский Димитрий «Слово на день кончины Высокопреосвященного Иннокентия (11 с., машинопись); Димитрий (Григорьев), протоиерей «Митрополит Иннокентий. Пророческий миссионер» (1977, приложен оригинал на англ. яз); Ильин «Шесть дней творения. Библия и наука о происхождении мира» (1930 г., машинопись, переплет); Иоанн (Крестьянкин), архимандрит «Опыт построения исповеди»(1985 г., машинопись); Комаровская А.В. «К биографии Ю. Самарина» (б.г., машинопись); Круминг А.А. Аннотированный указатель изданий Библии на славянском и русском языках (б.д., переплетенный машинописный экземпляр, 250 л.); Литвинова А.К. Биография Н.В. Степанова, а также отдельные сохранившиеся в фонде материалы из архива Степанова Н.В.; Лазаркевич М. «Памяти митрополита Антония» (62 л. рукоп. текст, тетрадь); Нектарий (Овчинников), иеромонах. Личные документы; материалы из архива архимандрита Порфирия (Успенского) (ксерокопии из архива ЛО АН, фонд 118); Рафаил (Карелин), архимандрит. «Благолепие церковнославянского языка» (9 с., б.г., машинопись); Розов Н.Н. Новгородская Софийская библиотека (39 л.); Синицына Н.В. Проект издания сочинений Максима Грека (б.д., маш. копия с пометами, 58 л.); Серафима (Осоргина Антонина), монахиня «Из воспоминаний о матушке Фамари» (21 с. машинопись, 1970 г.); Смолич Игорь «История Русской Церкви. Синодальный период» (б.г., машинопись), «История русского монашества» (б.г., машинопись); Софроний (Сахаров), архимандрит «Слово» (7 с., 1992); Спиридон, архимандрит «Из виденного и пережитого» (б.г., машинопись); Патриарх Тихон. Послания (1919 г., машинопись); Фиолетов «Церковь в мире. Статьи» (1917-1918 гг., машинопись, переплет); Статьи священника Павла Флоренского и о нем; Харламов В. «Киево-Печерская Лавра. История, архитектура, искусство» (1987 г., машинопись) и другие.

В архиве сохранились копии кандидатских диссертаций, защищенных при научном руководстве архимандрита Иннокентия: Исаия (Белов), иеромонах «Русские исследователи Синая» (1988, 235 с.), Мельничук А. «Епархии Русской Православной Церкви и выдающиеся иерархи домонгольского периода» (1979 г., 235 с.), Пивоваров Борис, протоиерей «Описание архива Алтайской Духовной Миссии» (1987 г., 5 томов); Павлов Павел, протоиерей. Обзор фонда Казанской Духовной Академии; Феодосий (Коротков), иеромонах «Скитский устав».

В фонде также имеются отдельные материалы на иностранных языках и переводы.

Особо в небольшую коллекцию выделены материалы XIX века, среди которых имеются уникальные, как, например, «Надгробное слово на смерть Сергея Васильевича Шереметева» Скисонова Александра, священника Троицкой церкви Странноприимного дома Шереметевых, Письма к Шереметевым Екатерине Васильевне и Варваре Петровне Антония (Медведева), архимандрита Троице-Сергиевой Лавры, Письмо к Варваре Петровне Шереметевой Кирилла II, Патриарха Иерусалимского, «Слово на освящение храма Знамения Божией Матери при доме графа Дмитрия Николаевича Шереметева», произнесенное 21 сентября 1847 года Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским и Коломенским, Письмо к митрополиту Филарету от 5 марта 1855 года императрицы Александры Феодоровны, «Беседа к сердобольным вдовам, избранным для попечения о раненых и больных военных действующей армии», произнесенная митрополитом Филаретом 17 ноября 1854 года (писарской), Письма к Варваре Петровне и Ольге Николаевне Шереметевым епископа Харьковского Амвросия (Ключарева), письма к Борису Сергеевичу Шереметеву епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова) и др.

VII. Несомненную ценность представляют микрофильмы, отложившиеся в личном архивном фонде № 862. Можно сказать, что применительно к современным формам хранения материалов это коллекция, которую при необходимости можно перевести на электронные носители, а также использовать для печати, например, факсимильных изданий.

Архимандрит Иннокентий был крайне обеспокоен состоянием архивохранилищ. Особенно после пожара в Библиотеке Академии наук он при каждом удобном случае ставил вопрос о создании так называемого охранного фонда – цветных копий наиболее ценных рукописей. В связи с этим была проделана огромная практическая работа, в Государственный исторический музей, где началась работа по формированию охранного фонда, по инициативе отца Иннокентия была передана соответствующая аппаратура (13.8), копии некоторых рукописей он делал за свой счет. Отец Иннокентий придумал и оригинальную форму хранения микрофильмов: по его эскизу были изготовлены деревянные ларцы в форме древней книги размером в александрийский лист, внутри книга разделена на ячейки, в которые помещается микрофильм, на корешке сделана стилизованная надпись.

В архивном фонде представлен ларец «Библия», в ячейках помещены микрофильмы со следующих рукописей: Архангельское Евангелие 1092 г. (ОР РГБ, М.1666), Евангелие XIII в. (ОР РГБ, ф. 256, № 106), Евангелие (ОР РГБ, М.8665), Библия XIV в. (ОР РГБ ТСЛ, №1 и №2), Библия XV в. (ОР РГБ, ф. 310, № 1), Мстиславово Евангелие XII в. (ГИМ, Син. 1203), Библия XV в. (из Университета в Братиславе).

Особо следует подчеркнуть то, что под руководством архимандрита Иннокентия в течение нескольких лет проводилась пересъемка всех томов Лицевого летописного свода XVI века. По завершении пересъемки на студии «Мосфильм» были изготовлены несколько копий (оплата всех работ произведена Издательским отделом), которые были переданы в рукописные хранилища Москвы и Петербурга. Таким образом, цветными копиями всех томов Лицевого летописного свода были обеспечены Государственный исторический музей, Государственная публичная библиотека имени Салтыкова-Щедрина и Библиотека Академии наук, в которых до сего времени эти тома хранятся разрозненно. Тем самым современным исследователям, как отечественным, так и зарубежным, значительно облегчено изучение этого уникального явления книжности Руси. Кроме того, этой работой был обеспечен охранный или страховой фонд рукописей нашей страны. Еще одна копия 28 ноября 1986 года была передана совместно с Археографической комиссией Д.С.Лихачеву (в связи с его 80-летием), впервые выдвинувшему идею этого вида издания Лицевого летописного свода. Одна копия имеется в архивном фонде № 862 в деревянном ларце, оклеенным синим бархатом, с надписью «Лицевой Летописный свод».

По инициативе архимандрита Иннокентия для Оптиной Пустыни была отснята на микрофиши часть архива (фонд 213), всего переснято было более 70.000 листов архивных документов, причем отец Иннокентий сам иногда стоял за съемочной камерой. В 1993 году микрофиши были переданы в Оптину Пустынь, о чем составлен Акт (2.23), часть микрофиш отложилась в архиве.

* * *
При чтении настоящего обзора подвижническая, многотрудная жизнь отца Иннокентия словно проходит перед мысленным взором, видишь, как много он успел сделать за свою недолгую жизнь, но главное – он многих привел к Богу, к Церкви, научил любить Книгу и работать с источниками.

Отец Иннокентий окормлял сестер Протасьевых – монахиню Евпраксию (+1994) и монахиню Фамарь (+1987), которая в юности была послушницей Серафимо-Знаменского скита, духовной дочерью Владыки Арсения (Жадановского), схимонахиню Агнию (Чижикову, +1984), известную своей прозорливостью, схимонахиню Зосиму (Козлову, +1999), схимонахиню Манефу (Быкову, +2000), к нему приезжали монахини из Киевского Флоровского монастыря, из Золотоношского монастыря и из других монастырей со всей России, отец часто бывал у сестер Петриных – Анисии (+1982), Матроны (+1995) и Агафии (+1996).

В Биографическом словаре миссионеров Русской Православной Церкви, составленном протоиереем Сергием Широковым, бывшим сотрудником Издательского отдела, отмечается, что архимандрита Иннокентия «хорошо знали в самых широких кругах образованного русского общества. В различных уголках России знали о его миссионерском и просветительском служении и том, что под его духовным и научным руководством осуществлялись десятки научно-просветительских: проектов возрождения Памяти Отечества. Воспоминания об о. Иннокентии как о духовном пастыре, ученом богослове и педагоге, историографе, агиографе, выдающемся знатоке патристики, музейного и архивного дела, исследователе памятников письменности, и по сей день хранятся в памяти ученых-историков и среди православной интеллигенции».

Вышли книги с посвящением:
Троицкий В.Ю. Пути русской школы – «Светлой памяти радетеля русского православного просвещения архимандрита о. Иннокентия (Просвирнина) посвящаю».

Обухов В.Е. «Законы Евангелия и законы кибернетики» – «Светлой памяти архимандрита Иннокентия Просвирнина».

Дамаскин (Орловский), игумен. «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия» – «Архимандриту Иннокентию (Просвирнину), поддержавшему агиографическую работу, посвящается».

В мае 2008 года издательской компанией Союза писателей России «ИХТИОС» в серии «Славянский мир» (приложение к журналу «Новая книга России») был издан тематический сборник избранных трудов архимандрита Иннокентия (Просвирнина) под общим названием «Блаженны чистые сердцем» (см. раздел «События» настоящего сайта)

 

С реальной скидкой шипы самоклеющиеся по низкой стоимости.